|
Правила Магометанскому духовенству Елисаветпольской округи. 1.Ахунд или первенствующий духовный имеет смотрение за всеми Муллами, неизъемля ни одного Муллы, в Грузии находящихся при обывателях Магометанской веры, чтоб они молитвы свои по закону Магометанскому исправляли без лени, в свое время, и чтоб прихожане ходили в мечети по установлению. 2.Вольно Ахунду отрешить нерадивого Муллу и определить другого верного и исправного, но с утверждения Начальника округи Елисаветпольской. 3.Ни в какие суды и расправы ни Муллам, ни Ахунду не входить; а буде спорящиеся стороны добровольно выберут Ахунда или Муллу в посредники, то кроме драк, ссор, грабительства, воровства и смертоубийства, входить позволяется, но без всякой за то платы от спорящихся, и для того назначается от казны жалованье. 4.За свадьбы, похороны и другие духовные требы брать с простого народа: за свадьбу или похороны по 20 коп. на Ганжинской счет,4 а отнюдь не более; буде же кто из доброй своей воли даст и более, так как Старшины, Аги и Беки, в таком случае брать и более позволяется. 5.Дела касательно до мужа с женою, или наложницею разбирать духовенству. 6.Пять мечетей, назначенных в штате по селениям обывателям Магометанской веры исправить, возобновить и построить неотменно, и на содержание оных ежегодно со двора давать по 50 коп. Русскими деньгами. 7.Ахунду и Муллам в проповедях, твердить почасту обывателям о верности Государю Императору и Правлению; будеже Ахунд или Мулла обличен будет в измене, или сношениях с теми, кои неблагонамеренны или умышляют что либо во вред Правлению, таковый пощады или прощения ожидать не может. 8. Таковый по наказании сослан будет в Сибирь. 9. Такового имение будет описано, продано, и деньги обращены 10.Такового семейство отправлено будет, в случае побега его, в Сибирь. 11.В разделе имения после родителей между детьми поступать по Татарским законам, и оные заведывать Ахунду, невымогая за то денег: разве кто добровольно из благодарности к правосудию даст и просьбы о том чинить не будет. Отношение Министра Внутренних дел к Главноуправляющему в Грузии, от 2 Июля [1805 г.] Из препровождаемого вместе с сим Высочайшего указа. Ваше Сиятельство усмотреть изволите, соизволение Его Величества на предположение ваше о содержании Магометанского духовенства в Елисаветпольской округе. Его Величество изволил разсматри-вать при сем как штат сему духовенству, от вас представленный, так и правила на отправление его должности вами предложенные, находя, что как подробное расположение духовенства в штате сем означенное, так и правило его зависят от местных обстоятельств и от соображения местного начальства, Государь Император соизволил предоставить вам ввести сие распоряжение в надлежащее исполнение, не признавая нужным утверждать их особенною Высочайшею конфирмациею. Причем Его Величество в правилах сих заметить соизволил, что предположение: ссылать в Сибирь семейство тех духовных лиц, кои приличатся в неблагонамеренности к Правительству и побегом скроются, было бы слишком строго; ибо семейства их могут быть как в намерениях их, так и в побеге совершенно невинны5. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи, Собрание первое, 1804-1805, СПб., 1830, т. 28, с. 1099-1100 (№ 21817). 1 Цииианов Павел Дмитриевич (1754-1806). князь - генерал от инфантерии, в 1802-1806 главноначальствуюший в Грузии и астраханский военный губернатор. 2 В 1804 г. Гянджинское ханство было присоединено к России, город Гянджа был переименован в Елисаветполь (в честь жены Александра I - императрицы Елизаветы Алексеевны) и носил это название до 1918г. 3 Наименование тюркоязычного населения Закавказья в дореволюционной литературе. 4 Реальное соотношение достоинства русских и местных гянджинских монет в процессе денежных операций выглядело как 1,5:1. Так, например, монета "аббаси" по официальному курсу равнялась 20 коп., реально стоила 12 коп, один русский рубль фактически оценивался в полтора раза дороже. См. Синицина Е.А. Денежное обращение Азербайджана во второй половине XVIII- первой половине XIX в., М., 1992. Автореф. канд. дис, с. 22-23. 5 Данный указ - первый законодательный документ об организации мусульманского духовного управления в русских владениях на Кавказе. Окончательное оформление системы контроля над духовной жизнью мусульман в данной части Российской империи произошло в 1872 г. с созданием духовных управлений суннитов и шиитов Закавказья (см. ниже документы № 103, 104, 105, 117).
№ 26. Штат Магометанскому Духовенству Елисаветпольской округи [утвержден 30 июня 1805 г.]
Примечание: Три ваканции тотчас пополнить и до замещения жалованье не производить. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830, т. 44. Книга о штатах. Часть вторая, с. 58 (К Ns 21817).
|
|