|
№ 41. Указ Сенатский, 28 ноября 1831 г. - О присяге для Магометан, при допущении их к свидетельству в делах с Христианами, или одних Христиан. Правительствующий Сенат слушали предложение Г. Обер-Про-курора Журавлева, что Г. состоящий в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий1 препроводил к Г. Управляющему Министерством Юстиции2 в переводе наставление для Магометан о присяге, составленное, по его поручению, Таврическим Муфтием, в отвращение разееваемого между тамошними Магометанами заблуждения, что будто бы ложная присяга в судебных делах против Христиан позволительна, - просит сделать распоряжение, дабы изъясненное наставление читано было в Присутственных местах Магометанам каждый раз, когда они допускаются к свидетельству или присяге в делах с Христианами, или одних Христиан. К сему Статс-Секретарь Блудов присовокупил, что он с своей стороны предписал Таврическому Муфтию, дабы изъясненное наставление обнародовано было тамошним Магометанам, чрез их Имамов и Мулл, в их мечетях. О таковом требовании Г. состоящего в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий, по поручению Г. Управляющего Министерством Юстиции, он Г. Обер-Прокурор доводил до сведения Правительствующего Сената, с тем, не благоугодно ли будет, в удовлетворение оного, сделать зависящее распоряжение; при чем приложил и копию с перевода означенного наставления. Приказали: согласно предложенному Г. Обер-Прокурором отношению Г. состоящего в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий к Г. Управляющему Министерством Юстиции, препровожденного при оном наставления для Магометан о присяге, напечатав потребное число экземпляров, разослать во все Губернские Правления и Правительства, Палаты Уголовного и Гражданского Суда, равные им места привилегированных Губерний и Присутственные места при указах, с тем, дабы оное читано было в Присутственных ,.»птях Магометанам каждый раз, когда они допускаются к свиде-
тельству или присяге в делах с Христианами, или одних Христиан; для сведения же разослать таковые экземпляры к Гг. Министрам, Военным Генерал-Губернаторам, Военным Губернаторам, управляющим и гражданскою частию, Генерал-Губернаторам и Градоначальникам при указах; а в Святейший Правительствующий Синод, во все Департаменты Правительствующего Сената и Общие оных Собрания сообщить при ведениях. Перевод с Турецкого Высокостепенные Уездные Кадии! Раздав с сего моего наставления всем приходским Муллам и Ха-тибам копии, обяжите подписками, дабы они каждую Пятницу и праздник внушали и подтверждали своим прихожанам, и народу растолковывали бы действовать сообразно оному. Подписи же доставьте ко мне. На Бога уповаю от Сатаны проклятого! И во имя Всемилостивого, Всемилосердного Бога! Хвала Всевышнему, положившему нас из среды тех, кои ведают, и не из среды тех, кои искажают словеса Его! Мир и благословение главе Пророков Мухаммеду, распространителю и заступнику народа своего. Хвала Всевышнему, положившему нас, украшающимися пользами своими, совозбранившему язык от глаголов невежествую-щих. О братия! Вознесем мольбы и хваления к сему Господу Святости, сему Творцу душ наших, Судии главы, Который в предвечной воле, по нескончаемой благости Своей, сотворил нас Мусульманами и чтителями Алкорана! Который наиболее божественною премудрос-тию утвердил пребывание, вину всеобщего нашего благоденствия под сению покрова милосердия столь Великого, толиким величием исполненного Императора! Он нас, рабов Своей Державы, избавил и освободил от различных повинностей, оскорбляющих веру. Он для разбора духовных дел наших, постановил Муфтия, военного и прочих Кадиев, и даже, что истинно, по особенной благости щедрот Своих, наградил жалованьем от доходов Империи. Он каждый чин, каждое состояние наше сравнял уважением с Своими, до того, что здесь в Крыму, в тяжбах ли Мухамеданина с Христианином, или обоих Христиан, общими узаконениями допускается присяга веры нашей. За все таковые Августейшие милости, будучи истинными, верными подданными, не обязаны ли мы всякий час возносить хвалы, во-первых, к источнику всего Святого Всемогущему Богу; во-вторых, благодарения к сему источнику нашего обожания, Великому Государю Императору; и в-третьих, как зенице ока драгоценнейшему, вселю-безном.у Наследнику Престола Александру Николаевичу!3 не По долгу присяги сана моего, по долгу истинного верноподданства, имея попечение о пастве Мусульман, мне врученной, узнал я, что некоторые отступники веры, погрязшие в пьянстве по развращенным правилам, не имея уважения к созерцаниям духовным, в сатаническом наваждении своем смущали народ, что якобы в тяжбах с Христианами, ложно свидетельствовать и присягать лицемерно, не только безвредно, но еще позволено Св. Алкораном. Так искажали словеса Божий и изрыгали клеветы свои! Но прочь хулы сии! Нет ни одного стиха в Алкоране, свидетельствующего о таковых превратных тяжбах и ни одно исповедание ни в каком случае не допускает умышленной присяги: ибо присяга, в какой бы то вере ни было и об чем бы ни было, есть обет Всевышнему об удостоверении в истине сомнительного, как сам Бог рек: "Исполняйте по обету, данному Богу, как условились". А потому умышленно присягающие, кроме мзды тягчайших наказаний в сем мире, в будущем будут мучены мучениями жесточайшими и по словам Божиим: "Воздастся по союзу вашему с верою" и по словам Пророка: "Ложно присягнувшего, ввергнет в огнь геенский", или несть веры у неимущего доверия, и несть закона у неимущего обета. Сверх сего, поелику действовать вопреки клятве, значит нарушать союз с Богом, то принимающие ложную присягу, несправедливо свидетельствующие, почтясь наравне с лицемерами, в день всеобщего воздаяния, получат мзду с ними равную, по речению Корана: " Умышленно клянущимся и сознающим то, Бог уготовал наказания жесточайшия; зоне все, творимое ими, было зло; они лишали их веры, рая, устраняли от пути истины, и им мучение жестокое. Ни богатства, ни дети им не помогут. Они суть подгнет огня геен-скаго и пребудут в оном вечно". Смысл сего возмутителен: те, кои являли себя почитателями Корана, кои ложно присягали и, сохранением сего в тайне, совращали рабов Божиих с пути истины, те, за таковые гнусные деяния, Всемогущим тяжко покараются. Какое же невежество, из личных выгод, или потворства страстей, ввергая другого в порок, ввергать вместе и душу свою в огнь вечный. Господи спаси нас! Какая глупость, после изречения самого Пророка: "Кто обманет меня умышленно, жилище его ад" изречения, повторенного веками, осмелиться изрыгать ложь клеветы на существо Всевысочайшее! Какое величайшее дерзновение посягать на клятвопреступление, когда сказано у Абу Имама4: "Гнусен соделается правоверный от нечистот обмана и коварства", и у Абу Гурейра5: "что самое ужаснейшее зло есть свидетельство ложное". Как же после всего сего, истинный сын веры в состоянии покуситься на содеяние того и другого? Бог рек: "Потерявшему Господа, несть путеводителя?". И воистину: таковых, для пресечения различающихся зол, в пример мирской каз-
ни. как извергов, развращающий ли он. или развратившийся, должно изгонять из Отечества. Муфтий Абдулжемичь Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1831. СПб., 1832, т. 6, Отделение 2«, с. 231-233 (№ 4974). 1 Д.Н. Блудов. 2 Д.В Дашков. 3 Александр Николаевич (1818-1881). Старший сын императора Николая I. В 1825-1855 - наследник русскою престола, в 1855-1881 - император Александр II. * Соратник пророка Мухаммеда, умер во 2-ом году Хиджры. 5 Соратник пророка Мухаммеда, активный пропагандист Ислама. С его именем связывают появление большого числа хадисов. Умер в 57/58 г. хиджры (676-678 г. от Р.Х.).
|
|