|
№ 36. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров 23 ноября 1826 г. - О порядке определения Кадиев в Крыму. В заседание 6 ноября слушана записка Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий от 31 Октября за № 1531 (по 3 Отделению Департ. Иностр. Исповед.), внесенная в журнале Комитета под № 1924, о порядке определения Кадиев в Крыму. Комитет, признавая и с своей стороны предполагаемый Главноуправляющим Духовными делами Иностранных Исповеданий порядок избрания Таврических Кадиев соответствующим видам Правительства, полагал, на введение оного в действие испросить Высочайшее соизволение, по воспоследовании коего поступить по сим новым правилам и в замещении ваканции Перекопского Кадия. При подписании журнала. Начальник Главного Штаба Его Императорского Величества1, в особом мнении, изъяснил, что он находит, что по 4-му и 5-му пунктам предположения Губернатора Нарышкина2, нет никакого сомнения, что большинство голосов должно пасть на одного из двух кандидатов, выбранных самим собранием, и, следовательно, представление таковое от Муфтия и Кадия-Эс-кера сделалось бы вовсе ничтожным тогда, когда именно они наиболее должны знать способность кандидата и отвечать за оную; посему полагает, таковое назначение излишних кандидатов самим собраниям отменить, а предоставить только собранию выбор по бало-тированию между кандидатами, представленными от Муфтия и Ка-дия-Эскера через Губернатора. В заседание 23 ноября объявлено Комитету, что Государь Император изволит находить замечание Начальника Главного Штаба справедливым. Комитет определил: сообщить о том Главноуправляющему Духовными делами Иностранных Исповеданий к исполнению выпиской из журнала. Рапорт Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий. По случаю смерти Перекопского уездного Кадия Абдуллы Эфенди, Таврический Муфтий3 представлял мне об утверждении в сем звании избранного им Миодириса Сеит-Мегмета Эфенди, из рода Муфтиев. Я требовал от Таврического Гражданского Губернатора сведения о представляемом Муфтием кандидате. При отзыве о нем Гражданский Губернатор представил правила, кои нужно поставить для избрания Кадиев, которые, как Члены Магометанского Духовного Правления, и как судьи в уезде по делам духовным и по разделам наследств между Магометанами, имеют на них большое влияние. Правила, Губернатором предположенные, состоят в следующем: 1) Муфтий вместе с Кади-Эскером назначают несколько кандидатов из людей достойных, и представляют списком оным Гражданскому Губернатору. 2) Губернатор делает распоряжение о созыве в уездный город к назначенному времени Магометан того уезда, в который предполагается избрать Кадия, как-то: Дворянства и Мурз с Уездным Предводителем, Волостных Голов, и по одному или по два Депутата от поселян всякой деревни. 3) Для наблюдения порядка. Губернатор отряжает туда Советника Губернского Правления, который объявит собранию назначенных Муфтием и Кади-Эскером кандидатов. 4) От собрания зависит назначить, сверх сих кандидатов, двух от себя людей, достойных и могущих быть Кадиями. 5) Таковые кандидаты балотируются установленным порядком. 6) Губернатор представляет Главному Управлению Духовными делами Иностранных Исповеданий список балотированных, с своим мнением, для утверждения одного из них. Находя с моей стороны, что сей способ избрания Таврических Кадиев соответствует видам Правительства, без нарушения прав духовных Магометан, я полагал дополнить оные правила: 1) В разсуж-дении поселян, чтобы им было объявлено о позволении посылать от себя депутатов; но если они не пришлют их, избрание для сего не было останавливаемо. 2) В разсуждении утверждения, чтобы Главное Управление Иностранных Исповеданий, имея обязанностью разсма-тривать предварительно списки кандидатов и отзыв Губернатора об них, представляло об оном Правительствующему Сенату. Я предоставлял о сем в Комитете Гг. Министров, и ныне получил выписку из журналов оного 6 и 23 минувшего ноября, в котором содержится Высочайшее Его Императорского Величества соизволение, чтобы, по замечанию Г. Начальника Главного Штаба Его Величества, назначение излишних кандидатов самим собранием отменить, а предоставить только собранию выбор по балотированию между кандидатами, представленными от Муфтия и Кади-Эскера чрез Губернатора. Представляя копию оной выписки, я испрашиваю у Правительствующего Сената предписания, кому следует, по содержанию оной о введении Высочайше утвержденных правил избрания Таврических Кадиев, с тем, чтоб по сим правилам поступлено было и в замещении ваканции Перекопского кадия. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1825-1827. СПб.. 1830, т. 1, с. 1239-1240 (№ 690). 1 Дибич Иван Иванович (1785-1831). граф - русский военный деятель, генерал-фельдмаршал. С 1824 начальник Главного штаба. 2 Нарышкин Дмитрий Васильевич - действительный статский советник, в 1826 таврический губернатор. 3 Аджи Абдуранм Эфенди - таврический муфтий в 1826 г. № 37. Указ Сенатский, с прописанием Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета, 22 ноября 1827 г. - О неприпимании в залог по казенным подрядам крепостных людей Магометанского исповедания, поселенных в Великороссийских Губерниях. Правительствующий Сенат в Общем Собрании первых трех Департаментов слушали: во 1-х, предложенный Г. Управляющим Министерством Юстиции Князем Долгоруковым1 к надлежащему исполнению, список с мнения Государственного Совета, следующего содержания: Государственный Совет в Департаменте Законов и в Общем Собрании, разсмотрев доклад Правительствующего Сената Общего Собрания Санкт-Петербургских Департаментов по вопросу: могут ли быть принимаемы в залог по казенным подрядам крепостные люди Магометанского исповедания, поселенные в Великороссийских Губерниях? Согласно с Правительствующим Сенатом, мнением положил: чтобы упомянутых людей в залог по казенным подрядам вовсе не принимать. На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано: "Быть по сему". И во 2-х справку, по коей оказалось, что Общее Собрание Правительствующего Сената Сакктпетербургских Департаментов, по разсмотрении дела, могут ли быть принимаемы в залог по казенным подрядам крепостные люди Магометанского исповедания, поселенные в Великороссийских Губерниях: подносило Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, с таким заключением, что как крепостные люди Магометанского исповедания, поселенные в Великороссийских Губерниях, по принятии ими Христианской веры, на основании Уложения XX главы 71 пункта и Высочайшего указа 1802 года декабря 9 дня, получают от владельцев своих свободу, с заплатою им от себя по 15 руб. за человека: то за сим Общее Сената Собрание, признавая принятие людей сего рода в залог по казенным подрядам неблагонадежным потому, что по выбытии их, на изъясненном праве, от владельцев, в случае могущей быть несостоятельности контрагентов, казна лишится своего обеспечения, полагало, чтобы упомянутых людей в залог по казенным подрядам вовсе не принимать. Приказали: о сем Высочайше конфирмованном мнении Государственного Совета, послать во все Присутственные места и к лицам, для должного исполнения, указы; в Святейший же Правительствующий Синод, в С- Петербургские и Московские Правительствующего Сената Департаменты и в Общее Московских Департаментов Собрание сообщит ведения. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, 1827. СПб., 1830, т. 2, с. 995-996 (№ 1553). 1 Долгоруков (Долгорукий) Алексей Алексеевич (1767-1834), князь - сенатор, член Государственного Совета. В 1827-1829 управлял Министерством юстиции.
|
|