|
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИСЛАМЕ И МУСУЛЬМАНАХ (по "Полному собранию законов Российской империи")
№ 1. Соборное Уложение 1649 г. (извлечения) Глава 16. О поместных землях. 41.1 А которые земли изстари бывали русских людей поместные земли, и много лет лежали в пусте, и в прошлых годех на тех пороз-жих землях поселилися татаровя и мордва по дачам по государевым грамотам, а иные по боярским грамотам, которые грамоты даваны безъгосударное время, как стояли бояре под Москвою,2 а иные без дач и живут на тех землях многия годы, и с тех земель государеву службу служат, и у них тех земель не отнимать. А вперед русских людей поместных земель татаром, а татарских земель русским людем в поместье не давати. 42.А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя земли, а платят они с них оброк, а вперед о тех землях будут чело-битники русския люди, и те земли у татар и у мордвы взяти, и отдать в поместье русским людям. 43.А в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у чю-ваши, и у черемисы, и у вотяков, и у башкирцов бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов русским людем, поместных и всяких земель не покупати и не меняти и в заклад и здачею и в наем на многия годы не имати. А будет которые московские и из городов дворяне и дети боярские, и всяких чинов люди учнут в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у всяких ясачных3 людей земли имати з дачею, или покупати, или в заклад, или в наем на многия лета имати, или меняти, и у всяких чинов людей те татарския поместныя и ясачныя земли имати на государя, да им же за то от государя быти в опале. 44.А которые князи, и мурзы, и татаровя. и мордва, и чюваша, и черемиса, и вотяки крестилися в православную христианскую веру, и у тех у новокрещенов поместных земель не отъимати, и татаром не отдавати. 4(1 45. А мурзам и татаром своих поместей не пустошить; и самим из тех поместий в ыные города и в села и в деревни никуды не бегать и от служеб не отбывать, а жити в своих поместьях и вотчинах, и вла-дети им мурзам и татаром всякому своим поместьем, где кто испоме-щен по дачам. Глава 20. Суд о холопех. 70. А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а русским людем у иноземцев некрещеных, по крепостям и добровольно, в холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м (1627/1628 - Д.А.) году ведомо учинилося, блаженный памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Русии, и отцу его государеву, блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичу, патриарху Московскому и всея Русии, что на Москве и в городех у иноверных у некрещеных иноземцев служат православные христиане, и тем православным христианам от иноверцов чи-нитца теснота и осквернение, и многие без покаяния, без отцов духовных помирают, и в великий пост и в ыные посты мясо и всякой скором едят неволею.4 И блаженныя памяти великий государь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии, и отец его государев блаженные ж памяти великий государь, святейший Филарет Никитич патриарх Московский и всея Русии указали православных христиан у иноземцев некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианом у иноверных, у некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам осквернения не было и без покаяния не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещеных русским людем во дворех не быть никоторыми де-лы. А будет которые русские люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостем, или добровольно, и тех сыскивая, чините им жестокое наказание, чтоб им и иным таким не повадно было так делати. Глава 22. Указ за какие вины кому чинити смертный казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание. 24. А будет кого бусурман5 какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допря-ма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго человека обусурманит, и того русскаго человека отослать к Патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилам Святых апостол и Святых отец. |
|