|
№ 43. Указ Именной, объявленный Комиссариатскому Департаменту1 Военного Министерства Дежурным Генералом2 5 января 1833 г. - О производстве полковым Муллам Башкирских полков жалованья. Государь Император Высочайше повелеть соизволил: полковым Муллам Башкирских полков, находящимся на службе, вместо получаемого ими ныне оклада по 150 рублей, производить впредь жалованья по 300 рублей в год ассигнациями. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, 1833. СПб., 1834, . т. 8, с. 9 (№ 5885). 1 Комиссариатский департамент (1711-1864) - учреждение военного ведомства, ведавшее денежным и вещевым довольствием войск, организацией обозов и полевых лагерей. 2 Дежурный генерал - один из высших чинов военной администрации в России XIX- нач. XX в. Он ведал делами, касающимися численности личного состава и внутреннего устройства армии, организацией военно-медицинской службы, рядом других вопросов, в том числе организацией деятельности в войсках представителей духовенства. С 1832 должность дежурного генерала замещал генерал-адъютант Петр Андреевич Клейнмихель. № 44. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, 16 мая 1833 г. - О прибавке жалованья и о назначении Помощника Тифлисскому Ахунду. Слушана записка Министра Внутренних Дел1, от 28 Апреля, о прибавке жалованья и о назначении Помощника Тифлисскому Ахунду. Магометане Алиевой секты2 в Грузии имеют двух Ахундов, или Окружных Духовных Начальников: в Тифлисе и в Елисаветполе. Первый из них получает по 120 руб. в год жалованья, и не пользуясь по бедности тамошних Татар никакими доходами за исправление треб, крайне стесняется в содержании своем, исполняя, между тем, одинакия обязанности с Елисаветпольским Ахундом, коему производится по 500 руб. серебром в год, и при коем находятся сверх того три Муллы, получающие каждый по 100 р. серебром же ежегодно. Главноуправляющий в Грузии3, имея в виду, что Комитет, учрежденный в Тифлисе для сочинения проекта положения о Духовенстве помянутой секты, не может в скором времени окончить занятий своих, и что между тем Тифлисский Ахунд терпит нужду даже в пропитании своем, просит увеличить ныне же содержание его по крайней мере до 250 руб. серебром и назначить ему Помощника с жалованьем по 150 р. серебром же в год4. Министр Внутренних Дел, разсуждая что хотя бы в последствии помянутый Комитет и признал, по местным соображениям, необходимым, уменьшив содержание Елисаветпольского Ахунда, соразмерить оное с производимым Тифлисскому, то и в таком случае испрашиваемая сему последнему прибавка оказывается весьма умеренною, полагает: настоящее представление Главноуправляющего в Грузии утвердить, впредь до издания общего положения о Магометанском Духовенстве в Закавказском крае. Комитет полагал: представление сие по изъясненным в оном уважениям, утвердить. Государь Император положение Комитета Высочайше утвердить соизволил. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, 1833. СПб., 1834, т. 8, Отделение 1е, с. 284-285 (№ 6214). ' Д.Н. Блудов. 2 То есть шиитов. 3 Розен Григорий Владимирович (1781-1841), барон - генерал-адъютант. Участник войн с Францией и Швецией. В 1831-1837 - командир Отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющий гражданской частью на Кавказе. * См. Приложение II.
№ 45. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, 3 октября 1833 г. - О причислении к Духовенству тех только Магометан податного состояния, кои исправляют Духовные должности. Слушана записка Министра Внутренних Дел, от 8 Сентября, о причислении к Духовенству тех только Магометан податного состояния, кои исправляют духовные должности. В 1832 году Таврический Муфтий представлял, что до образования Таврического Духовного Правления, при определении Магометан в Духовные должности, не было обращаемо внимания на их способности, и что при ревизиях записаны в податное состояние многие люди духовного происхождения, а к духовенству причислены такие, которые по их невежеству права на сие не имели. Приписывая сим обстоятельствам разные упущения и замешательства, он полагал всех без исключения подвергнуть испытанию, для обращения тех из них, кои окажутся неспособными, в податное состояние; в случае же, если бы от сего произошел недостаток в духовных, то приписать к Духовенству других из податного состояния людей, более способных. По положению 1831 года, об означенном Духовенстве, право принадлежности к сему последнему, основывается на происхождении от оного и доказывается ревизскими сказками; в звание же Хатыпов, Имамов и Мулл избираемы быть могут токмо принадлежащие к Духовенству, по происхождению их из сего состояния. Духовным не воспрещается вступать в купеческое и мещанское звание, с исключением из духовного состояния; но за проступки могут они быть лишаемы своего звания не иначе, как по следствию, ясно доказывающему их вину, и по решению власти, от которой зависело их утверждение. Министр Внутренних Дел в следствие сего нашел, что испытание всех вообще духовных, для обращения неспособных в податное состояние, было бы и затруднительно и не со всем согласно с положением, ибо они не имеют нужды в испытании, доколе не будут приходами избраны; что переход в купеческое или мещанское звание предоставлен собственной их воле, что людей податного состояния к духовным должностям определять нельзя, и что записанные в двух состояниях, т.е. в духовном и податном, должны быть исключены из первого. По поводу сего требуемы были самые верные сведения, кто из помянутых духовных исправляет должность, или не исправляет оной, и кто записан в двух разных состояниях. При чем предписано, из духовных, исправляющих уже должности, подвергнуть новому испытанию лишь тех, на которых доходили или впредь будут доходить жалобы, что они, по незнанию Магометанского закона, обязанностей своих исполнять не могут. Оказалось, что 864 человека, состоящие в податном состоянии, исправляют должности Хатыпов, Имамов и Маязинов, и что хотя многие из духовных найдены достойными занять сии места и изъявили на то желание, но общества их не избирают. Духовное Магометанское Правление испрашивало по сему разрешения на удаление сих 864 Магометан от должностей, предоставив обществам избрать на их места других, единственно духовного происхождения. Министр Внутренних Дел находит, что если допустить удаление сих 864 духовных в одно время во всех приходах: то в оных неизбежно будет остановка в требах и в самом Богослужении, и сие сверх того неминуемо произведет безпокойство между Крымскими Татарами, столь приверженными к своей вере, и, по оказываемому им доселе особому покровительству, вовсе неприготовленными к таким крутым, хотя бы для пользы их принимаемым мерам. По сему, дабы без всякого неудовольствия в народе и без нарушения прав помянутого духовенства привести не вдруг, а постепенно, в исполнение правила приведенного выше положения, и через то мало по малу уменьшить число духовных Магометан в Крыму, Министр Внутренних Дел полагает: на сей раз оставить при исправляемых должностях всех тех из вышеозначенных 864 Магометан, которые получили свои звания по согласию обществ, надлежащим порядком изъявленному, по удостоению высшего Магометанского Духовного Начальства и по утверждению Губернского Правительства, и на коих не было жалоб в незнании ими Магометанского закона, с тем однако ж, чтобы токмо они лично причислены к Духовенству, детей же их и потомков записывать в податные состояния, без всяких при сем пред прочими преимуществ: а вместе с тем постановить, чтобы при новой народной переписи, на основании Манифеста 16 прошлого Июля, сии духовные с женами их не были вписаны в ревизские сказки, детей же их и вообще семейства, кроме их жен и потомков, в оных показывать. Комитет полагал: представление сие, по изъясненным в оном уважениям, утвердить. Государь Император положение Комитета Высочайше утвердить соизволил. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, 1833. СПб., 1834, т. 8., Отделение It, с. 545-547 (№ 6466).
|
|