|
№ 42. Указ Сенатский 14 июля 1832 г. - О порядке производства и раземотрения дел о наказании Магометан за прелюбодеяние и о силе личных решений Муфтия. Правительствующий Сенат слушали дело, по представлению Исправлявшего должность Новороссийского Генерал-Губернатора1, об ограничении решений Муфтия в духовных делах Магометан одними приговорами, могущими быть исполняемыми Магометанской Духовной властию. Обстоятельства дела сего следующие: Г. Исправлявший должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Гу-бернатора в рапорте Правительствующему Сенату от 13 марта 1831 за № 5249 изъяснял: что Таврический Муфтий2 сообщил тамошнему Губернскому Начальству для исполнения решение свое по делу о уводе жены одного Татарина Аип Сефы Бухарским Аджием Кема-лем и Татарином Мурадасилем, в коем между прочим определено Муфтием наказать Татарку Аип Сефу на месте жительства розгами, а Кемаля и Мурадасиля при Полиции палками. Таврическое Губернское Правительство, не имея в виду постановления, должно ли считать личные решения Муфтия по делам духовным в равной силе приговорам Судебным, положило испросить у высшего Начальства разрешение: в каких случаях должно исполнять решения Муфтия и следует ли принимать оные к исполнению, когда будет налагаемо телесное наказание? Получив о сем представление Губернского Пра- NN внтельства, в копии при том подносимое, он. Исправлявший должность Генерал-Губернатора. поручал Гражданскому Губернатору, сообразив изложенные в оном обстоятельства с законами и местными сведениями, доставить ему по вопросу Губернаторского Правительства свое заключение. В следствие чего. Таврический Гражданский Губернатор3 доносил ему Г. Исправлявшему должность Генерал-губернатора, что по мнению его, Губернское Правительство не должно быть обязано принимать к безпрекословному исполнению личных решений Муфтия по делам духовным всех без изъятия, подобно как от прочих Судебных мест, и особенно определяющих телесное наказание. Коль скоро дело и Суд Духовные, то и наказания не иные должны быть, как только духовные и приводимы в исполнение посредством властей Духовных. Всякое из сего ограничения выступление было бы прикосновением к власти Гражданской, долженствующей от Муфтия быть весьма отдаленною. Телесное наказание лишает подвергающихся оному доброго имени в гражданстве, следовательно и определяемо должно быть Судом Гражданским, отнюдь не одним лицом Муфтия. Конечно, должны быть определены случаи и пределы, но вообще необходимо бы было постановить, что если Муфтию при разсмотрении дел в духовных отношениях случилось, или случится усмотреть поступки, за кои должно виновному понести телесное наказание, то для определения оного и самого исполнения, Муфтий должен передавать дела, вместе с обвиняемыми, власти Гражданской: иначе Муфтий будет участником суда и расправы гражданской. Он Г. Исправлявший должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора, представляя о сем в благоразсмотрение Правительствующего Сената, испрашивал к разрешению вопроса Таврического Губернского Правительства надлежащего предписания, присовокупляя, что он, совершенно соглашаясь с мнением Гражданского Губернатора, полагал, что решения Таврического Муфтия по делам духовным должны заключать в себе единственно такие приговоры, кои могут исполняемы быть духовной властию Магометанской религии; о поступках же, влекущих за собой гражданское наказание, предоставив Муфтию сообщать на решение мест Судебных. В приложенной же при сем рапорте копии с представления Исправлявшему должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора Таврического Губернского Правительства по Исполнительной Экспедиции от 1 января 1831 года за № 1, значит: что Таврический Муфтий Сеит Джемиль Эфендий. в отношении Г. Таврическому Гражданскому Губернатору, в сие Правительство для постановления переданном, изъяснил: что Симферопольский Нижний Земский Суд4 препроводил к нему Муфтию дело,
об уводе жены Татарина Симферопольского уезда, деревни Актачн-кият, жителя Хакредита Аип Сефы, Бухарским Аджием Кемалем и Татарином Симферопольского уезда деревни Мамак жителем Му-радасилем. Дело сего обстоятельства следующее: Бухарский Аджи Кемаль имел знакомство и прелюбодеяние до сего с женою Татарина Хакредита Аип Сефой, в чем он сам признание учинил, следовательно, и увел ее от мужа, дабы разлучить супружество, жена Хакредита ушла из дому, оставя оный без призрения и без бытности в доме мужа, нарушив мужнину доверенность, употребила оную во зло, а между тем посягнула и на прелюбодейство, в чем она хотя и запирается, однакож ей верить в том не можно: ибо она, оставя дом, без бытности мужа, ушла из оного с Аджи Кемалем; Татарин Мурада-сил, участвовавший с Аджи Кемалем в уводе Татарки Аип Сефу, хотя и запирается, что на уводе намерения не имел; однакож положить сего в справедливость не можно, а ближе, что он был приглашен Аджи Кемалем. Сии обстоятельства, соображаясь с Магометанскими законами и предоставленной на решение подобных дел ему Муфтию властию, он Муфтий полагает: Бухарского Аджия Кемаля, как он есть холост и будучи там гостем, покусился разстроивать семейство, и в содеянном прелюбодеянии добровольно сознался, наказать при Симферопольской Городской Полиции палками, дав ему ударов девяносто девять и потом, дабы подобных, и непотребных дел и смущений между супружествами Магометанского народа не производил, выслать на место его родины за караулом. Жену Татарина Хакредита, за умертвием в недавнем времени мужа, во вдовстве ныне находящуюся, Аип Сефу, как оставившую дом без бытности мужа и посягнувшую на прелюбодейство, к воздержанию ее впредь от таковых поступков, в страх других, и для сохранения верности в супружестве, наказать в деревне Сарчикият при собрании общества розгами, и отдать потом приходскому Имаму, для усовещевания и принесения молитв в испрошении в содеянном преступлении прощения, и поколь поведением исправится. Татарина Мурадасиля, участвовавшего совместно с Аджи Кемалем в непотребствах, не соответствующих не только вере Магометанской, но и совести каждого благомыслящего Магометанина, по уважению молодых его лет, и в надежде, что он от подобных поступков воздержится, наказать при Симферопольской Городской Полиции палками, дав ему ударов тридцать девять, и потом оставить на месте жительства под наблюдением местного Начальства, дабы оно за поведением его имело надзор. Поелику же приведение сего в исполнение относится до Гражданского Начальства, то о всем вышеписанном представляя на благо-раземотрение Губернатору, просил: приказать, кому следует, отыс- 9(1 кав вышеописанных лиц, исполнить над ними, что до кого относится, во всей точности, и о последующем его уведомить. Вследствие чего определено: хотя Губернское Правительство, на основании 95 статьи Учреждения о управлении Губерний, принимая сообщаемые оному решения Судебных мест, велит приводить оные решения в исполнение; но чтобы должно считать в равной силе Судебному приговору и личные решения Таврического Муфтия по делам духовным. Правительство не имеет в виду постановления; притом же усматривая, что полагаемое Муфтием за причинение прелюбодейства наказание палками и розгами не свойственно законам духовным; для того, приостановив исполнение требования Муфтия, донесло об оном ему Г. Исправлявшему должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора, с тем, не угодно ли будет ему испросить у высшего Начальства разрешения: в каких случаях должно исполнять решения Муфтия, и следует ли принимать оные к исполнению, когда будет полагаемо телесное наказание? О последующем же Правительство уведомить. Помянутый рапорт Исправлявшего должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора с приложенной при оном копией с представления к нему Таврического Губернского Правительства по резолюции Сената 29 апреля 1831 года, препровождаем был при указе 11 мая к Г. состоявшему в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий с тем, дабы раземотрев содержащиеся в оных бумагах обстоятельства, о последующем с заключением своим донес Правительствующему Сенату, возвратя и самые бумаги. Вследствие чего, он, состоявший в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий5 в рапорте Правительствующему Сенату от 18 июня 1831 за№ 1242 изъяснял, что обстоятельства, давшие повод к сему представлению, суть следующие: Аджи Кемаль, имев несколько времени сожитие с женою Татарина Хакредита. Аип Сефою, увез ее, в отсутствие мужа, с помощью Татарина Мурадаси-ля. Первый признался в сем преступлении, последние, хотя запирались, но уличены в оном. Таврический Муфтий, извещенный о сих обстоятельствах Симферопольским Нижним Земским Судом, основываясь на Магометанских законах и предоставленной ему в делах сего рода власти, приговорил: Бухарца Кемаля, за прелюбодеяние, к 99 ударам палками и к высылке на родину под караулом, Мурадаси-ля, за участие в увозе Аип Сефы, к 39 ударам палками же и Аип Се-фу к публичному наказанию розгами и к духовному покаянию, и представлял о сем Таврическому Губернскому Правительству для исполнения. Но Таврическое Губернское Правительство, не находя закона, по которому личные решения Муфтия должны бы быть исполняемы. подобно Судебным приговорам, и соображая, что приговор к телесному наказанию не может быть основан на Духовных постановлениях, просит у Таврического Гражданского Губернатора решения, обязано ли оно исполнять определения Муфтия, по которым Магометане за прелюбодеяние подвергаются телесному наказанию? Донося о сем вопросе Г. Исправлявшему должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора, Таврический Гражданский Губернатор присовокупляет свое мнение, что телесное наказание, лишающее честного имени, должно быть налагаемо Гражданским Судом, и что Муфтий, в подобных настоящему случаях, обязан передавать дело Гражданской власти, без участия в оном. Исправлявший должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора, полагая также, что Таврический Муфтий должен ограничивать себя единственно приговорами, коими могут быть исполняемы Духовной Магометанской властию, и о поступках, влекущих за собою гражданское наказание, сообщать Судебным местам для решения, - представляет о сем Правительствующему Сенату. Таким образом, в представлении Г. Исправлявшего должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора встречаются три вопроса, требующие объяснения и решения, а именно: во-первых, могут ли Магометане за прелюбодеяние быть наказываемы телесно по Магометанскому закону и от кого зависит приговор в делах сего рода? Во-вторых: могут ли приговоры Магометанского Духовенства вообще относиться к поступкам Магометан, влекущим за собою телесное наказание? И в третьих: могут ли личные решения Муфтия иметь силу Судебных приговоров и быть принимаемы для исполнения? Чтобы дать мнение о сих трех вопросах, обратясь к сведениям, хранящимся во вверенном ему Главном Управлении Духовных дел Иностранных исповеданий, он Г. состоявший в должности Главноуправляющего находил в оных: А) По первому вопросу, что в Магометанских законах позорные связи между мужчинами и женщинами не разделяются, как у нас, на прелюбодеяние и любодеяние, но в оных, однакож, признаются разные степени сего преступления. По общим законам, разсмотрение дел о прелюбодеянии и наказание за оное принадлежит Духовному Начальству; но правила Магометан, по их жестокости, в сем случае не согласны с законами Государства. Казанская Палата Уголовного Суда, в доходившем до нее деле о преступлении сего рода, за которое, по Магометанскому закону, полагается строжайшее наказание, на основании 391 статьи Учреждения о Губерниях, приговорила виновного к заключению в смирительный дом на две недели. Бывший Оренбургский Муфтий6, по невозможности исполнения строгих Ма-
гометанских правил в России, сообразно с 169 Артикулом Воинского Устава, полагал отсылать мужчин и женщин, обличенных в позорной связи, в рабочий дом на некоторое время. По 122 § Устава Благочиния и 391 статье Учреждения о Губерниях, Полицейское Начальство обязано иметь попечение об охранении народной нравственности, и само, без участия Духовного Начальства, наказывать виновных в любодеянии и обольщении женщин, живущих вне брака. Б) По второму вопросу: что по указам 28 (15) Мая 1767 и 5 Мая 1802 года, дела о супружествах Магометан, предоставленные Суду Магометанской Духовной власти, в отношении к религии, подчинены власти Гражданской в отношении к встречающимся в оных следствиям гражданским, например: к похищению имения, к личной обиде и проч.; - а по указу 10 Февраля 1827 года (1 Декабря 1826) Магометанское Духовное Начальство, разсматривая лишь дела Духовных Магометан, относящихся к их духовным обязанностям, предоставляет Гражданским местам производство их дел, не имеющих связи с духовными их обязанностями. В) По третьему вопросу: что бывший Оренбургский Муфтий, основываясь на Магометанских законах о его власти, принимал на себя лично суд о супружеских и других Магометан; но по их жалобам на его пристрастие, сделано распоряжение, чтобы он разсматривал каждое дело вместе с Членами Собрания и чтобы Гражданское Начальство не исполняло личных его решений. - В представленном им Г. состоявшим в должности Главноуправляющего в Государственный Совет проекте Положения о Таврическом Магометанском Духовенстве и о делах, его ведению подлежащих, также принято за правило, чтобы Таврическое Магометанское Духовное Правление не приступало к решению дел, если в оном не присутствуют по крайней мере два Члена, кроме Председательствующего. По соображению с сими законами, он Г. состоявший в должности Главноуправляющего счел нужным начертать и представить Правительствующему Сенату правила, которые, при невозможности исполнения Магометанских законов, определяя с точностью порядок разсмотрения дел о прелюбодеянии и любодеянии, открывающемся между Магометанами, могли бы, по мнению его, служить к предупреждению подобных преступлений между ними, - без ограничения дарованной Магометанскому Духовенству в делах духовного рода власти. - Сии правила могут заключаться в следующем: Первое. Магометанское Духовенство печется об охранении без-порочной жизни между мужчинами и женщинами и употребляет для сего как увещания, так и другие средства, позволяемые в их законах, но непротивные общим Государственным законам. УЗ Второе. Если до Магометанского Духовного Начальства дойдет сведение о развратной жизни кого либо из Магометан, то оно объявляет о сем с известными ему обстоятельствами ближайшему Полицейскому Начальству. Примечание. Впрочем, Полицейское Начальство тем не менее со своей стороны печется об исполнении относящихся к его должности правил, имеющих целью охранение народной нравственности, чрез отвращение порочных связей между мужчинами и женщинами, и не ожидая уведомлений Духовенства Магометанского. Третье. Полицейское начальство, получив чрез Магометанское Духовенство, или другим каким образом сведения о порочных связях кого либо из Магометан, делает нужное изследование и представляет об оном надлежащему Суду. Четвертое. Судебные места, удостоверившись в обстоятельствах вины, сообщают об оной Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию или Таврическому Магометанскому Духовному Правлению для предварительного заключения; но Собрание и Правление представляют только мнение свое о свойстве и степени вины судимых и ссылаются на Магометанские законы, определяющие наказание за сию вину, отнюдь не приговаривая ни к телесному, ни к иному наказанию. Пятое. По соображении обстоятельств дела с отзывом Оренбургского Магометанского Духовного Собрания или Таврического Магометанского Духовного Правления, Суд определяет виновным наказание исправительное, а именно, смотря по их званию, задержание при Полиции без работы, или же в смирительном доме или в тюрьме с работой от одного до четырех месяцев. Шестое. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание и Таврическое Магометанское Духовное Правление, предоставляя Полицейскому Начальству дела о любодеянии и обольщении, открывающимся между Магометанами, ни в каком случае не принимает на себя разсмотрение и решение оных. Что касается до второго вопроса, могут ли приговоры Магометанской Духовной власти быть распространены на дела Магометан, влекущие за собой телесное наказание; то вышеприведенные указы 28 (15) Мая 1767, 5 Мая 1802 и 10 Февраля 1827 (1 Декабря 1826) года ясно означают пределы оной, в которые не могут входить дела Гражданского рода. Хотя в представляемых им Г. состоявшим в должности Главноуправляющего Сенату правилах о прелюбодеянии Магометан, предоставлено Магометанскому Духовенству давать свое мнение о степени и свойстве преступлений сего рода, по их закону, влекущих за собою телесное наказание; но сие правило не изменяет общего порядка, ибо Гражданские Суды будут во всяком случае решать дела о прелюбодеянии, и после предварительного заключения Духовных Начальств не по Магометанским, а по общим законам, и вместо телесного наказания, полагать исправительное, как постановлено в 5 пункте. Третий вопрос о силе, какую должны иметь личные приговоры Муфтия в делах Магометан, уже решен по приводимым выше сведениям, и от Правительствующего Сената зависит присовокупить правило о сем в указе, в котором, по разсмотрении и утверждении представляемых им правил они будут объявлены, или ожидать, пока проект общего Положения о Таврическом Магометанском Духовенстве и о делах оного получит силу закона. Он Г. состоявший в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий, донося о сем, возвратил полученное им при указе Правительствующего Сената подлинное представление Г. Исправлявшего должность Бессарабского и Новороссийского Генерал-Губернатора. Правительствующий Сенат, по выслушании рапорта Г. состоявшего в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий и возвращенных при оном бумаг, резолюцией в журнале 28 Июля 1831 года заключил: как Г. состоявший в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий представил в Государственный Совет проект общего Положения о Таврическом Магометанском Духовенстве и о делах оного, то, не утверждая изъясненных в настоящем рапорте правил, ожидать, пока упомянутый проект получит силу закона, и в то время настоящий рапорт доложить Присутствию Сената, для разрешения заключающегося в оном обстоятельства. За получением же в Правительствующем Сенате Высочайше утвержденного 23 Декабря 1831 года Положения о Таврическом Магометанском Духовенстве и подлежащих ведению его делах, вышеозначенный рапорт Г. состоявшего в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий со всем производством был докладывай Правительствующему Сенату, который определением 27 Января сего года положил: дело сие препроводить к нему же Г. состоявшему в должности Главноуправляющего с тем, чтобы, сообразив заключающиеся в нем обстоятельства с означенным Положением о Таврическом Духовенстве, донес Правительствующему Сенату с своим мнением и с возвращением самого дела, - о чем и был послан 6 Февраля указ. В следствие того, Г. Министр Внутренних Дел в рапорте Правительствующему Сенату от 16 Марта 1832 за № 687 изъяснял: что Г. Исправлявший должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора представлял Правительствующему Сенату об ограничении решений Таврического Муфтия в духовных делах Магометан приговорами, могущими быть исполняемыми Магометанской Духовной властию, и Правительствующий Сенат в указе от 11 Мая 1831 года предписывал ему Г. Министру Внутренних Дел, чтобы он 1832 за № 10708, для соображения с оным, его донесение от 18 Июня
пает к разсмотрению лишь тех, которые не подлежат ведению Гражданских Начальств, и не иначе, как по представлению местных Ха-тыпов, Имамов или Мулл, или же по просьбам и жалобам от обществ, предварительно разсмотренным Уездными Кадиями. - В § 80: когда случаются дела, касающиеся и до Духовной и до Гражданской части; то Магометанское Духовное Правление разсматривает оные лишь в первом отношении, а разсмотрение о прочем предоставляет Губернскому Начальству. - В § 83: Таврическое Магометанское Духовное Правление соображается в течение дел своих с общим порядком, для Присутственных мест законами предписанным. - В § 86: в делах, по коим нужна Фетва Муфтия, он выдает ее не прежде, как по разсмотрении и решении оных, на основании предписываемого сим положением порядка. - Он Г. Министр Внутренних Дел, соображая представленное им в Правительствующий Сенат мнение о наказании Магометан за прелюбодеяние, о порядке разсмотрения дел сего рода и о силе личных решений Муфтия с сими §§ из Положения о Таврическом Магометанском Духовенстве, - не находит причины в чем либо изменять прежнее его мнение, как совершенно с оным согласное. - Он Г. Министр Внутренних Дел, донося о сем, возвратил Правительствующему Сенату подлинное, полученное им при указе от 6 Февраля, дело. Приказали: означенное мнение Г. Министра Внутренних Дел, касательно наказания Магометан за прелюбодеяние, порядка разсмотрения дел сего рода и силы личных решений Муфтия, утвердить на основании Высочайше утвержденного 23 Декабря 1831 года Положения о Таврическом Магометанском Духовенстве и подлежащих ведению его делах, и об исполнении по оному предписать Исправляющему должность Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора указом, каковым и Г. Министра Внутренних Дел уведомить. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1832. СПб., 1833, т. 7, с. 498-505 (№5500). 1 Воронцов Михаил Семенович (1782-1856). граф, затем князь - русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал. Участник войн с Ираном. Турцией, Францией. В 1823-1844 новороссийский и бессарабский генерал-губернатор. В 1844-1854 - наместник Кавказа и главнокомандующий русскими войсками на Кавказе. 2 Сеит Джемил Эфенди - таврический муфтий в 1831 -1832. 3 Казначеев Александр Иванович - действительный статский советник, в 1831-1832 таврический гражданский губернатор. 4 По "Уложению для управления губерний" 1775 г. нижний земский суд состоял
4-5294 47
из земского исправника или капитана и 2-3 заседателей, которые избирались уездным дворянством. Нижний земский суд исполнял распоряжения вышестоящих властей, проводил предварительное следствие по уголовным делам. На него возлагалась основная полицейская функция - сохранять в уезде "благочиние, добронравие и порядок". 5 Известный бюрократический казус данного дела заключался в том, что Д.Н. Блу-дов выступал в нем в двух ипостасях - вначале как руководитель Главного управления духовных дел иностранных исповеданий (в июле 1831), а затем как министр внутренних дел (с 2 февраля 1832). Тогда же, 2 февраля 1832 г. Главное управление духовных дел иностранных исповеданий было преобразовано в департамент в системе МВД, таким образом, оставаясь под общим руководством Блудова, как нового главы данного министерства. 6 Имеется в виду первый оренбургский муфтий Мухаметджан Хусейнов (1788-1824).
|
|