|
№ 52. Указ Именной, объявленный Его Императорскому Высочеству Главному Начальнику Пажеского и всех Сухопутных Кадетских Корпусов1, Военным Министром 19 декабря 1834 г. - О присылке в Кадетские Корпуса детей почетных Мусульман Кавказского края. Государь Император по всеподданнейшему докладу отношения Вашего Императорского Высочества, от 13 ноября, Высочайше повелеть соизволил: детей почетных Мусульман Кавказского края присылать в Кадетские Корпуса, от 20 до 30 в год, но не более, независимо от тех из почетнейших которые будут назначены в Пажи, и тех, кои в родстве со служащими в Конвое Его Величества, доставляя их вообще в год два раза, смотря по времени выпусков из Корпусов в Офицеры. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, 1834. СПб., 1835, т. 9, Отделение 2&, Прибавление к т. 8, с. 40 (№ 6645а). 1 Михаил Павлович (1798-1849) - великий князь. Четвертый сын императора Павла I. С 1831 - начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов. В 1844 занял должность главнокомандующего Гвардейского и Гренадерского корпусов.
№ 53. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, 12 марта 1835 г. - О предоставлении приезжающим в Семипалатинск Азиатцам права испрашивать по духовным их делам разрешения от гражданского начальства. Слушана записка Министра Внутренних Дел1, от 18 Февраля, о предоставлении приезжающим в Семипалатинск Азиатцам права испрашивать по духовным их делам разрешения от гражданского начальства. Комитет полагал: представление сие утвердить. Государь Император на положение Комитета Высочайше соизволил. Записка. Г. Вице-Канцлер1 препроводил ко мне прошение, полученное им от живущих в Семипалатинске Ташкенцев, Бухарцев и других Азиатцев, которые приносили жалобу на Оренбургского Муфтия2, запечатывавшего собственно ими построенные за 37 лет пред сим мечети, и просили, как об открытии оных, так вместе с тем и о воспрещении Муфтию вообще мешаться в их дела. Я немедленно потребовал о сем объяснения от Оренбургского Муфтия3, и с тем вместе к бывшему Генерал-Губернатору Западной Сибири-*, который уведомил меня, что с своей стороны он уже просил Оренбургского Военного Губернатора, приказать открыть мечети, на том основании, что нельзя оставить народ без богослужения. В следствие сего я относился к Г. Генерал-Адъютанту Перовскому, прося уведомить меня, как о распоряжениях, сделанных им по отношению Генерал-Губернатора Западной Сибири, так и о том, не знает ли он причин, побудивших Муфтия к столь стеснительной мере? -Генерал-Адъютант Перовский отвечал, что узнав из отношения Генерала от Инфантерии Вельяминова о распоряжении Муфтия сломать вновь построенную Ташкенцами в Семипалатинске мечеть, он приказал остановить сию меру, впредь до моего разрешения, и с тем вместе сообщал отзыв к нему Оренбургского Муфтия, о причинах, по которым сей последний-запечатал мечети. Из сведений, доставленных Оренбургским Военным Губернатором и объяснений Оренбургского Муфтия оказалось следующее: В Семипалатинске находится четыре мечети, из коих две построены назад тому около сорока лет приезжающими туда на время, по торговым делам, Ташкенцами и Бухарцами. В сих двух мечетях богослужение отправляли Муллы, выбираемые самими Азиатцами по произволу, из среды себя, без утверждения и испытания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и следовательно в противность указа 22 Сентября 1788 года (16710). В последствии времени, так как одна из сих мечетей пришла в ветхость, то Ташкенец Магмурбаев подал прошение Семипалатинскому Городничему, а потом Областному Начальнику о дозволении ему построить вместо обветшалой мечети новую, и, не дожидаясь разрешения начальства, приступил к построению оной. Омское Областное Правление, когда дело сие туда поступило, почло нужным предварительно истребовать на постройку мечети разрешения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. В отношении его по сему предмету было изложено все дело, и между прочим упоминалось о просьбе одного Бухарца Юсупова и жены его, жаловавшихся на Ташкенца Маг-мурбаева, который выстроил мечеть подле их дома и тем их стеснил. За сим Оренбургский Муфтий, основываясь на указе 22 Сентября 1788 года и принимая в разсуждение, что из четырех мечетей, находящихся в Семипалатинске, только при двух были указные духовные служители, между тем, как по правилам Магометанского закона, ни одна мечеть не должна быть без настоятеля, сделал распоряжение о запечатании мечетий, выстроенных Ташкентцами. Муфтий почитал сию меру тем менее стеснительною для находящихся в Семипалатинске иностранцев Магометанского закона, что они, приезжая в Семипалатинск на короткое время могут отправлять богослужение в мечетях, устроенных Магометанами Российскими подданными, и что правилами Магометанского закона возбраняется без особо уважительных причин строить мечети и производить в них порознь одно и тоже богослужение. Усматривая из сего, что хотя причины, по которым действовал Муфтий, и имели основание; но находя вместе с тем, что поступив таким образом без разрешения высшего начальства, он перешел границы власти, ему предоставленной, я предписал ему отменить немедленно все его по сему предмету распоряжения, и ныне получил рапорт, в котором Муфтий, извещая об исполнении моего предписания, присовокупил к тому, что ни он, ни Оренбургское Магометанское Духовное Собрание не делали распоряжения о сломке вновь построенной Ташкентцами в Семипалатинске мечети. Семипалатинские Азиатцы, находясь, по местному положению, под властию Оренбургского Муфтия и Духовного Магометанского Собрания, не должны были, на основании приведенного указа, без его разрешения строить мечети и избирать Мулл, тем более, что нет ни одного закона, допускающего им изъятие из общего правила. Усматривая однакож, что Ташкентцы и Бухарцы, как самые ревностные Магометане, очень мало уважающие духовное начальство, не Магометанскими властями поставленное, могут почесть определение к ним Мулл Российским Муфтием, как бы стеснением свободы вероисповедания, и принимая в разсуждение, что по политическим видам и выгодам торговли, снисхождение к ним в сем отношении может оказаться нужным, я мнением полагаю: постановить Семипалатинским Азиатцам в обязанность о постройке мечетей, избрании Мулл и вообще о случаях, касающихся религии, как иностранцам, впредь обращаться к местному начальству для испрошения через Генерал-Губернатора Западной Сибири разрешения Министерства Внутренних Дел; для избежания же замешательств, которые могли бы быть произведены таким распоряжением в ведении метрических книг, запретить Ташкентским и Бухарским Муллам исправлять требы для Магометан Российских подданных. Представляя о сем на благоусмотрение Комитета Гг. Министров, имею честь присовокупить, что мнение сие я сообщал Г. Вице-Канцлеру, который с сим вполне согласился. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1835. СПб., 1836, т. 10, Отделение К с. 228-230 (№7946). 1 Д.Н. Блудов. 2 Нессельроде Карл Васильевич (1780-1862), граф, затем князь - русский государственный деятель и дипломат. С 1816 - управляющий делами Иностранной коллегии, в 1822-1856 - министр иностранных дел. С 1828 - вице-канцлер, с 1845 - канцлер. 3 В 1825-1839 должность оренбургского муфтия занимал Абдусалям Абдурагимов. 4 Вельяминов Иван Александрович (1771-1837) - генерал от инфантерии. Участник войн с Францией и на Кавказе. В 1827-1834 - командир Отдельного Сибирского корпуса и генерал-губернатор Западной Сибири. |
|