Affiliate Program ”Get Money from your Website”

№ 52. Указ Именной, объявленный Его Императорскому Высочеству Главному Начальнику Пажеского и всех Сухопутных Кадетских Корпусов1, Военным Министром 19 декабря 1834 г. - О присылке в Кадетские Корпуса детей почетных Мусульман Кавказского края.

Государь Император по всеподданнейшему докладу отношения Вашего Императорского Высочества, от 13 ноября, Высочайше по­велеть соизволил: детей почетных Мусульман Кавказского края присылать в Кадетские Корпуса, от 20 до 30 в год, но не более, неза­висимо от тех из почетнейших которые будут назначены в Пажи, и тех, кои в родстве со служащими в Конвое Его Величества, достав­ляя их вообще в год два раза, смотря по времени выпусков из Кор­пусов в Офицеры.

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской импе­рии. Собрание второе, 1834. СПб., 1835, т. 9, Отделение 2&, Прибавление к т. 8, с. 40 (№ 6645а).

1 Михаил Павлович (1798-1849) - великий князь. Четвертый сын императора Пав­ла I. С 1831 - начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов. В 1844 за­нял должность главнокомандующего Гвардейского и Гренадерского корпусов.

 

 

 

№ 53. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, 12 марта 1835 г. - О предоставлении приезжающим в Семипалатинск Азиатцам права испрашивать по духовным их делам разрешения от гражданского начальства.

Слушана записка Министра Внутренних Дел1, от 18 Февраля, о предоставлении приезжающим в Семипалатинск Азиатцам права испрашивать по духовным их делам разрешения от гражданского начальства.

Комитет полагал: представление сие утвердить. Государь Император на положение Комитета Высочайше соиз­волил.

Записка. Г. Вице-Канцлер1 препроводил ко мне прошение, полу­ченное им от живущих в Семипалатинске Ташкенцев, Бухарцев и других Азиатцев, которые приносили жалобу на Оренбургского Муфтия2, запечатывавшего собственно ими построенные за 37 лет пред сим мечети, и просили, как об открытии оных, так вместе с тем и о воспрещении Муфтию вообще мешаться в их дела.

Я немедленно потребовал о сем объяснения от Оренбургского Муфтия3, и с тем вместе к бывшему Генерал-Губернатору Западной Сибири-*, который уведомил меня, что с своей стороны он уже про­сил Оренбургского Военного Губернатора, приказать открыть мече­ти, на том основании, что нельзя оставить народ без богослужения. В следствие сего я относился к Г. Генерал-Адъютанту Перовскому, прося уведомить меня, как о распоряжениях, сделанных им по отно­шению Генерал-Губернатора Западной Сибири, так и о том, не зна­ет ли он причин, побудивших Муфтия к столь стеснительной мере? -Генерал-Адъютант Перовский отвечал, что узнав из отношения Ге­нерала от Инфантерии Вельяминова о распоряжении Муфтия сло­мать вновь построенную Ташкенцами в Семипалатинске мечеть, он приказал остановить сию меру, впредь до моего разрешения, и с тем вместе сообщал отзыв к нему Оренбургского Муфтия, о причинах, по которым сей последний-запечатал мечети.

Из сведений, доставленных Оренбургским Военным Губернато­ром и объяснений Оренбургского Муфтия оказалось следующее:

В Семипалатинске находится четыре мечети, из коих две постро­ены назад тому около сорока лет приезжающими туда на время, по торговым делам, Ташкенцами и Бухарцами. В сих двух мечетях бо­гослужение отправляли Муллы, выбираемые самими Азиатцами по произволу, из среды себя, без утверждения и испытания Оренбург­ского Магометанского Духовного Собрания и следовательно в про­тивность указа 22 Сентября 1788 года (16710). В последствии време­ни, так как одна из сих мечетей пришла в ветхость, то Ташкенец Магмурбаев подал прошение Семипалатинскому Городничему, а потом Областному Начальнику о дозволении ему построить вместо обветшалой мечети новую, и, не дожидаясь разрешения начальства, приступил к построению оной. Омское Областное Правление, когда дело сие туда поступило, почло нужным предварительно истребо­вать на постройку мечети разрешения Оренбургского Магометан­ского Духовного Собрания. В отношении его по сему предмету бы­ло изложено все дело, и между прочим упоминалось о просьбе одно­го Бухарца Юсупова и жены его, жаловавшихся на Ташкенца Маг-мурбаева, который выстроил мечеть подле их дома и тем их стеснил.

За сим Оренбургский Муфтий, основываясь на указе 22 Сентября 1788 года и принимая в разсуждение, что из четырех мечетей, нахо­дящихся в Семипалатинске, только при двух были указные духовные служители, между тем, как по правилам Магометанского закона, ни одна мечеть не должна быть без настоятеля, сделал распоряжение о запечатании мечетий, выстроенных Ташкентцами. Муфтий почитал сию меру тем менее стеснительною для находящихся в Семипалатин­ске иностранцев Магометанского закона, что они, приезжая в Семи­палатинск на короткое время могут отправлять богослужение в ме­четях, устроенных Магометанами Российскими подданными, и что правилами Магометанского закона возбраняется без особо уважи­тельных причин строить мечети и производить в них порознь одно и тоже богослужение.

Усматривая из сего, что хотя причины, по которым действовал Муфтий, и имели основание; но находя вместе с тем, что поступив таким образом без разрешения высшего начальства, он перешел гра­ницы власти, ему предоставленной, я предписал ему отменить не­медленно все его по сему предмету распоряжения, и ныне получил рапорт, в котором Муфтий, извещая об исполнении моего предписа­ния, присовокупил к тому, что ни он, ни Оренбургское Магометан­ское Духовное Собрание не делали распоряжения о сломке вновь по­строенной Ташкентцами в Семипалатинске мечети.

Семипалатинские Азиатцы, находясь, по местному положению, под властию Оренбургского Муфтия и Духовного Магометанского Собрания, не должны были, на основании приведенного указа, без его разрешения строить мечети и избирать Мулл, тем более, что нет ни одного закона, допускающего им изъятие из общего правила. Ус­матривая однакож, что Ташкентцы и Бухарцы, как самые ревност­ные Магометане, очень мало уважающие духовное начальство, не Магометанскими властями поставленное, могут почесть определе­ние к ним Мулл Российским Муфтием, как бы стеснением свободы вероисповедания, и принимая в разсуждение, что по политическим видам и выгодам торговли, снисхождение к ним в сем отношении может оказаться нужным, я мнением полагаю: постановить Семипа­латинским Азиатцам в обязанность о постройке мечетей, избрании Мулл и вообще о случаях, касающихся религии, как иностранцам, впредь обращаться к местному начальству для испрошения через Ге­нерал-Губернатора Западной Сибири разрешения Министерства

Внутренних Дел; для избежания же замешательств, которые могли бы быть произведены таким распоряжением в ведении метрических книг, запретить Ташкентским и Бухарским Муллам исправлять тре­бы для Магометан Российских подданных.

Представляя о сем на благоусмотрение Комитета Гг. Министров, имею честь присовокупить, что мнение сие я сообщал Г. Вице-Канц­леру, который с сим вполне согласился.

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской импе­рии. Собрание второе. 1835. СПб., 1836, т. 10, Отделение К с. 228-230 (№7946).

1   Д.Н. Блудов.

2 Нессельроде Карл Васильевич (1780-1862), граф, затем князь - русский государ­ственный деятель и дипломат. С 1816 - управляющий делами Иностранной коллегии, в 1822-1856 - министр иностранных дел. С 1828 - вице-канцлер, с 1845 - канцлер.

3   В 1825-1839 должность оренбургского муфтия занимал Абдусалям Абдурагимов.

4 Вельяминов Иван Александрович (1771-1837) - генерал от инфантерии. Участник войн с Францией и на Кавказе. В 1827-1834 - командир Отдельного Сибирского кор­пуса и генерал-губернатор Западной Сибири.

Affiliate Program ”Get Money from your Website”
Rambler's Top100
Сделать бесплатный сайт с uCoz