|
№ 111. Закон о веротерпимости 17 апреля 1905 г.1 - Извлечения из особого журнала Комитета Министров 25-го января, 1-го, 8-го и 15-го февраля 1905 г. II. Иноверные нехристианские исповедания. Обратившись к ближайшему разсмотрению вопросов, касающихся религиозной свободы и быта лиц иноверных исповеданий, Комитет остановился на обсуждении нижеследующих соображений, вытекающих как из общего положения дела, так и из предъявленных по сему предмету отдельных ходатайств. 1) По вопросу о пересмотре действующих постановлений о сооружении молитвенных домов иноверных исповеданий. Ознакомившись с порядком разрешения постройки молитвенных домов иноверных исповеданий Комитет не может признать его удовлетворительным. Что касается затем вопроса о постройке мечетей, то в округах, подведомственных Таврическому магометанскому духовному правлению, таковая допускается по правилам Устава Строительного и с обезпечением содержания вновь возводимых мечетей (там же, ст. 1388), -ю однако не иначе, как с согласия епархиальной власти. Более стес-•-"тельными представляются правила о постройке мечетей в округе Оренбургского магометанского собрания, где выдача разрешения обусловливается отсутствием соблазна для православных и в степных областях, в которых с 1883 г. установлено правилом не допускать построения мечетей свыше одной на волость. Обозрение приведенных постановлений, свидетельствуя об их неполноте, взаимной несогласованности и широком допущении административного усмотрения, приводит Комитет к убеждению в необходимости их пересмотра, в тех видах, чтобы поставить порядок разрешения постройки молитвенных домов иноверных исповеданий на почву твердого и определенного закона вне зависимости от какого-либо усмотрения и от неоснованных на законе административных распоряжений. Исполнение этого поручения, по мнению Комитета, могло бы быть возложено на проектируемое им Особое Совещание. 2) О предоставлении Оренбургскому духовному собранию и Таврическому духовному правлению назначения мулл, с согласия губернаторов и с оставлением существующего порядка их избрания. Министр Внутренних Дел2 объяснил, что, по действующему закону, для определения в звание мулл существует два, несколько разнящихся между собой, порядка: в Таврической губернии муллы избираются из лиц, принадлежащих к духовенству этой губернии, по происхождению от него (т. XI, ч. I, ст. 1368), при чем для получения сего звания требуется: а) согласие приходского общества, изъявленное надлежащим порядком в общественном приговоре, б) удостоение Таврического магометанского духовного правления и в) утверждение местного губернского правления (там же, ст. 1369); в округах же, подведомственных Оренбургскому духовному собранию, муллы выбираются из лиц без различия состояний, при чем для избрания требуется желание, по крайней мере, двух третей таких из прихода лиц, кои почитаются старейшими семейств (там же, ст. ст. 1431 и 1432); затем, удостоение выбранных лиц к должности зависит от духовного собрания, а утверждение - от губернского правления (там же, ст. 1424). Поступившее ныне ходатайство мусульман имеет в виду изменить изъясненный порядок в смысле предоставления утверждения в должности мулл Таврическому духовному правлению и Оренбургскому духовному собранию, с согласия однако подлежащей губернской власти. При наличии этого условия, Министр Внутренних Дел не встречает препятствий к осуществлению намеченного предположения. В дополнение к изложенному, Комитет обратил внимание на возбужденное одним из мусульманских обществ ходатайство о замене существующего ныне способа определения в должности муфтия и кадиев Оренбургского духовного собрания по назначению Правительства - выборами в эти должности, производимыми мусульманами всего муфтиата. По ближайшем соображении разсматриваемого вопроса, в его первоначальном объеме и последовавшем затем дальнейшем развитии Комитет не может не выразить убеждения в том, что тот или иной порядок определения к должностям духовных лиц мусульманского исповедания имеет существенное значение собственно для обществ, религиозными делами коих они призывают управлять, и потому едва ли должен вызывать воздействие Правительства, которое бы шло далее поверки политической и нравственной благонадежности поставляемых духовных лиц. В виду этого, по мнению Комитета, надлежало бы, сохранив за правительственной властью право, по соображениям означенного рода, утверждать или не утверждать лиц мусульманского духовенства, самый порядок и способ избрания их к должностям предоставить свободному определению прихожан. В соответствии с указанной общею мыслью, проектируемым Особым Совещанием должен быть произведен пересмотр всех законоположений о порядке избрания и назначения должностных лиц магометанского духовенства как приходского, так и высшего. 3) Об освобождении магометанских мулл и лиц высших духовных степеней от воинской повинности. - Разсматриваемый вопрос останавливал уже на себе внимание Правительства при обсуждении проекта устава о воинской повинности, но не получил тогда разрешения в том соображении, что лица магометанского духовенства определяются к должностям уже в летах (не моложе 25 лет), превышающих призывной для отбывания воинской повинности возраст, почему в предоставлении им указанной льготы и не было признано надобности. Ныне вопрос этот возникает в отношении духовных лиц магометанского исповедания, призываемых на действительную военную службу из запаса. По заявлению некоторых магометанских обществ, сделанному в представленных ими ходатайствах, при мобилизации по случаю настоящей войны с Японией, в числе призванных из запаса оказалось до 300 магометанских мулл, занимавших приходские должности в мечетях, вследствие чего прихожане остались без духовных пастырей. Отнесясь вообще весьма сочувственно к заявленному ходатайству, в уважение необходимости обезпечения духовных потребностей магометанского населения, Комитет остановился, однако, на той мысли, что окончательному разрешению настоящего вопроса должно предшествовать более полное выяснение как самого характера духовных должностей, которые освобождали бы от призыва на военную службу, так и числа лиц, эти должности занимающих, дабы тем поставить испрашиваемую льготу в пределы действительной необходимости и устранить возможность злоупотреблений в пользовании ею. По сим соображениям, признав желательным освободить от призыва из запаса на действительную военную службу духовных лиц магометанского исповедания, в действительности необходимых для правильного удовлетворения потребностей духовной жизни магометанского населения, Комитет считает необходимым разработку этого вопроса и составление по оному окончательного заключения возложить на проектируемое им Особое Совещание. 4) Об определении в законе порядка открытия мектебе и медресе в районе, подведомственном Оренбургскому духовному собранию. -Из относящихся к настоящему вопросу данных Комитет усматривает, что существующий порядок открытия магометанских конфессиональных школ низших и высших (мектебе и медресе), из коих первые соответствуют нашим церковно-приходским школам, а вторые имеют, так сказать, богословский характер, представляется в настоящее время в следующем виде. С одной стороны, закон определяет открытие школ лишь в районе, подведомственном Таврическому духовному правлению, где учреждение их, согласно ст. 1389, т. XI, ч. I, допускается, с разрешения сего правления, в каждом селении, независимо от количества в нем населения; для открытия училища нужно только согласие общества и назначение достаточных для содержания средств. Никаких, затем указаний относительно порядка открытия мектебе и медресе в местностях, завсдываемых Оренбургским духовным собранием, закон не содержит. С другой стороны, на основании циркуляра Министерства Внутренних Дел от 3-го августа 1892 г., учреждение магометанских конфессиональных школ поставлено в зависимость от разрешения подлежащих директоров народных училищ. Входя в оценку приведенных постановлений и создающегося под влиянием их положения дела, Комитет не может признать его правильным и в сем отношении считает необходимым прежде всего указать на неполноту действующего закона, оставляющего открытым вопрос о магометанских школах в большей части местностей, занятых мусульманским населением. Нет сомнения, что подобный пробел не останется без нежелательных последствий и вызывает на практике ряд излишних по существу затруднений и стеснений. Не менее неудобным, по той же причине, представляется, по мнению Комитета, и поставление открытия магометанских школ в зависимости от усмотрения директоров народных училищ. Не говоря уже о том, что, с формальной стороны, последовавшее по этому предмету административное распоряжение не имеет оснований в действующем законе, оно, и по существу своему, едва ли может быть признано целесообразным. Внутренняя жизнь магометанских школ представляется доселе недостаточно обследованной, ввиду встречаемых при этом инспекцией затруднений. Отсюда следует, что распоряжение 1892 года, не достигши имевшейся в виду при издании цели, поставило дело магометанского Духовного обучения в положение неустойчивое, во многом зависящее от личного усмотрения, изменчивого по месту и времени своего применения. Приходя поэтому к заключению о необходимости обосновать разсматриваемое дело на почве определенного закона, Комитет находит подтверждение правильности этой мысли еще и в следующих соображениях. Проживая в составе России уже в течение многих столетий, мусульманское население внутренних губерний исполняло всегда долг свой перед Государством наравне с его коренными подданными и не доставляло Правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи, затем, весьма твердым в правилах своего вероучения, население это никогда, однако, не проявляло стремления к прозелитизму3 среди русского народа. Кроме того, несмотря на сохранившиеся еще некоторые отличия внутреннего и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно. В то же время существующие в деле духовного образования мусульман стеснения не могут не вызывать в них некоторого недовольства, которое поэтому и было бы желательно устранить. Между тем по справедливому замечанию, высказанному в среде Комитета, достигнуть успеха в деле сближения мусульманства с нашей культурой возможно, идя по пути покойного Ильминского4, с пользою и исключительным усердием поработавшего в Казанском учебном округе над обучением инородцев русскому языку (при помощи преподавания им их наречий, изображенных посредством русской азбуки), или же путем открытия в мусульманских местностях общеобразовательных русских школ. По изложенным соображениям, Комитет признает необходимым поручить проектируемому им Особому Совещанию выработать правила об открытии магометанских конфессиональных школ, без излишних в сем отношении стеснений, и предположения свои по сему предмету внести на утверждение Государственного Совета. 5) Об устройстве управления духовными делами киргизов областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а равно магометанских общин в Северном Кавказе, Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области. - При раз-смотрении настоящего вопроса Комитет принял во внимание, что все магометанские приходы Империи (за исключением Закавказских, имеющих свои особые духовные установления) подчинены двум окружным управлениям - Таврическому и Оренбургскому. Первое учреждено было для губерний Таврической и Западных, второе - для всех прочих губерний и областей. Однако из ведения Оренбургского управления изъяты: 1) киргизские5 магометанские приходы в областях Акмолинской, Семипалатинской, а также Уральской и Тургайской, как состоящие в ведении гражданского начальства, и 2) приходы в Северном Кавказе, Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области. Изъятие киргизов, по делам духовным, из ведения Оренбургского Магометанского Духовного собрания, установлено Высочайше утвержденным, 21-го октября 1868 г., временным положением, в видах политических с целью возможного ослабления мусульманской пропаганды и разрыва духовной связи магометан, проживающих внутри Империи, с кочевым киргизским населением, где магометанство находилось в то время в слабом развитии. Что касается магометанских приходов в Северном Кавказе и Средней Азии, то они не состоят в ведении упомянутого собрания, как присоединенные к Российской Империи после издания закона, определяющего территориальные пределы ведомства сего собрания, и за отсутствием нового закона, устанавливающего подведомственность этих приходов сему учреждению. До настоящего времени духовные дела означенных магометан остаются вне правильного надзора со стороны правительственных властей. Из изложенных данных Комитет усматривает, что управление духовными делами магометанских общин указанных местностей не может быть признано сколько-нибудь прочно организованным. Одни религиозные общины находятся в непосредственном заведыва-нии административной власти, а другие совершенно изъяты от какого-либо за деятельностью их правительственного надзора. Поэтому вполне своевременным является поставленный ныне вопрос о закономерном устройстве их религиозного быта. Останавливаясь на способе исполнения сего предположения. Комитет находит, что таковое могло бы быть осуществлено при помощи одной из следующих двух мер: или чрез присоединение указанных районов к ведомству существующих духовных округов, или же чрез образование новых местных центров управления их духовными делами. Сравнительная оценка изложенных мер побуждает Комитет высказаться за принятие последней, так как самостоятельные учреждения были бы более близки к населению, а следовательно, и более для него доступны. Останавливаясь поэтому на мысли о предпочтительности учреждения для мусульманского населения указанных местностей особых духовных управлений на основаниях, принятых для Таврического духовного правления, Комитет, за неимением в виду достаточных данных, затрудняется ныне же высказаться о территориальном распределении разсматриваемых районов и указать для них центральные пункты, в коих могли бы быть учреждены духовные для них управления. Предполагая предоставить разработку вопроса об устройстве названных духовных управлений проектируемому Особому Совещанию, Комитет находит соответственным поручить его же соображению и выяснение последне-указанного вопроса.
Заканчивая этим разсмотрение вопросов, возникших по применению предначертаний Указа 12-го декабря 1904 г. к исповеданию магометанской религии, Комитет остановился еще на возбуждаемом в заявлении мусульман одной из губерний ходатайстве - о дозволении воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание магометанских семей. Имея в виду, что вопрос этот требует особого соображения и не может быть прямо разрешен распространением на него статьи 808 уст. дух. дел ин. испов. (уст. евангеличес-ко-лютеранской церкви), как это предположено Комитетом относительно всех христианских исповеданий. Комитет признает наиболее соответственным предоставить Особому Совещанию сообразить, не окажется ли возможным применить и в настоящем случае предположенные для христианских исповеданий начала. Вследствие всего вышеизложенного Комитет полагал: I. Предоставить проектированному,Комитетом Министров Особому Совещанию о веротерпимости, на изъясненных в настоящем журнале основаниях, разработать нижеследующие вопросы и составленные законопроекты безотлагательно представить на уважение6 Государственного Совета, без предварительных сношений с ведомствами: 1) о сооружении молитвенных домов иноверных исповеданий; 2)о порядке избрания и назначения должностных лиц магометанского духовенства, приходских и высших; 3)об освобождении от призыва на действительную военную службу из запаса некоторых лиц магометанского духовенства; 4)о порядке открытия магометанских духовных школ - мектебе и медрессе; 5)об учреждении особых духовных управлений для киргизов областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а равно для магометанских общин на Северном Кавказе, в Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области, -и 6)о возможности дозволения воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание иноверных семей.
Таковое положение Комитета Министров удостоилось Высочайшего утверждения 17-го сего апреля. Печатается по изданию: О веротерпимости. Закон 17 апреля 1905 г. М., 1905.С. 78-88. (Издание неофициальное). ' Полное собрание законов Российской империи. Собрание грегье, 1905. СПб., 1907, т. 25, Кг 26126. 2 Булыгин Александр Григорьевич (1851-1919) - русский государственный деятель. В 1888-1.893 - калужский губернатор, в 1902-1905 - помощник московского генерал-губернатора. С 20 января по 22 октября 1905 - министр внутренних дел. В 1905-1917 - член Государственного совета. 3 Прозелитизм (греч.) - в данном случае стремление завербовать возможно больше сторонников своей религии. 4 Ильминский Николай Иванович (1822-1891) - русский ученый-тюрколог и педагог. Член-кор. РАН. С 1861 - профессор Казанского университета. Был активным сторонником и деятелем политики русифицированного просветительства по отношению к нерусским народам Империи. В современной историографии, наряду е критической оценкой ряда сторон деятельности Ильминского, в целом признается значительность его просветительской работы. 5 То есть казахские. 6 Уважение - старинное: согласие. |
|