Affiliate Program ”Get Money from your Website”

№ 111. Закон о веротерпимости 17 апреля 1905 г.1

- Извлечения из особого журнала Комитета Министров 25-го января, 1-го, 8-го и 15-го февраля 1905 г.

II. Иноверные нехристианские исповедания.

Обратившись к ближайшему разсмотрению вопросов, касаю­щихся религиозной свободы и быта лиц иноверных исповеданий, Комитет остановился на обсуждении нижеследующих соображений, вытекающих как из общего положения дела, так и из предъявленных по сему предмету отдельных ходатайств.

1) По вопросу о пересмотре действующих постановлений о со­оружении молитвенных домов иноверных исповеданий. Ознакомив­шись с порядком разрешения постройки молитвенных домов ино­верных исповеданий Комитет не может признать его удовлетвори­тельным.

Что касается затем вопроса о постройке мечетей, то в округах, подведомственных Таврическому магометанскому духовному прав­лению, таковая допускается по правилам Устава Строительного и с обезпечением содержания вновь возводимых мечетей (там же, ст. 1388), -ю однако не иначе, как с согласия епархиальной власти. Более стес-•-"тельными представляются правила о постройке мечетей в округе Оренбургского магометанского собрания, где выдача разрешения обусловливается отсутствием соблазна для православных и в степ­ных областях, в которых с 1883 г. установлено правилом не допус­кать построения мечетей свыше одной на волость.

Обозрение приведенных постановлений, свидетельствуя об их не­полноте, взаимной несогласованности и широком допущении адми­нистративного усмотрения, приводит Комитет к убеждению в необ­ходимости их пересмотра, в тех видах, чтобы поставить порядок разрешения постройки молитвенных домов иноверных исповеданий на почву твердого и определенного закона вне зависимости от како­го-либо усмотрения и от неоснованных на законе административ­ных распоряжений. Исполнение этого поручения, по мнению Коми­тета, могло бы быть возложено на проектируемое им Особое Сове­щание.

2) О предоставлении Оренбургскому духовному собранию и Тав­рическому духовному правлению назначения мулл, с согласия губер­наторов и с оставлением существующего порядка их избрания. Ми­нистр Внутренних Дел2 объяснил, что, по действующему закону, для определения в звание мулл существует два, несколько разнящихся между собой, порядка: в Таврической губернии муллы избираются из лиц, принадлежащих к духовенству этой губернии, по происхож­дению от него (т. XI, ч. I, ст. 1368), при чем для получения сего зва­ния требуется: а) согласие приходского общества, изъявленное над­лежащим порядком в общественном приговоре, б) удостоение Тав­рического магометанского духовного правления и в) утверждение местного губернского правления (там же, ст. 1369); в округах же, подведомственных Оренбургскому духовному собранию, муллы вы­бираются из лиц без различия состояний, при чем для избрания тре­буется желание, по крайней мере, двух третей таких из прихода лиц, кои почитаются старейшими семейств (там же, ст. ст. 1431 и 1432); затем, удостоение выбранных лиц к должности зависит от духовно­го собрания, а утверждение - от губернского правления (там же, ст. 1424).

Поступившее ныне ходатайство мусульман имеет в виду изме­нить изъясненный порядок в смысле предоставления утверждения в должности мулл Таврическому духовному правлению и Орен­бургскому духовному собранию, с согласия однако подлежащей губернской власти. При наличии этого условия, Министр Внут­ренних Дел не встречает препятствий к осуществлению намечен­ного предположения.

В дополнение к изложенному, Комитет обратил внимание на воз­бужденное одним из мусульманских обществ ходатайство о замене существующего ныне способа определения в должности муфтия и кадиев Оренбургского духовного собрания по назначению Прави­тельства - выборами в эти должности, производимыми мусульмана­ми всего муфтиата.

По ближайшем соображении разсматриваемого вопроса, в его первоначальном объеме и последовавшем затем дальнейшем разви­тии Комитет не может не выразить убеждения в том, что тот или иной порядок определения к должностям духовных лиц мусульман­ского исповедания имеет существенное значение собственно для об­ществ, религиозными делами коих они призывают управлять, и по­тому едва ли должен вызывать воздействие Правительства, которое бы шло далее поверки политической и нравственной благонадежно­сти поставляемых духовных лиц. В виду этого, по мнению Комите­та, надлежало бы, сохранив за правительственной властью право, по соображениям означенного рода, утверждать или не утверждать лиц мусульманского духовенства, самый порядок и способ избрания их к должностям предоставить свободному определению прихожан. В соответствии с указанной общею мыслью, проектируемым Особым Совещанием должен быть произведен пересмотр всех законополо­жений о порядке избрания и назначения должностных лиц магоме­танского духовенства как приходского, так и высшего.

3) Об освобождении магометанских мулл и лиц высших духов­ных степеней от воинской повинности. - Разсматриваемый вопрос останавливал уже на себе внимание Правительства при обсуждении проекта устава о воинской повинности, но не получил тогда разре­шения в том соображении, что лица магометанского духовенства определяются к должностям уже в летах (не моложе 25 лет), превы­шающих призывной для отбывания воинской повинности возраст, почему в предоставлении им указанной льготы и не было признано надобности. Ныне вопрос этот возникает в отношении духовных лиц магометанского исповедания, призываемых на действительную военную службу из запаса.

По заявлению некоторых магометанских обществ, сделанному в представленных ими ходатайствах, при мобилизации по случаю настоящей войны с Японией, в числе призванных из запаса оказа­лось до 300 магометанских мулл, занимавших приходские должно­сти в мечетях, вследствие чего прихожане остались без духовных пастырей.

Отнесясь вообще весьма сочувственно к заявленному ходатайст­ву, в уважение необходимости обезпечения духовных потребностей магометанского населения, Комитет остановился, однако, на той мысли, что окончательному разрешению настоящего вопроса долж­но предшествовать более полное выяснение как самого характера духовных должностей, которые освобождали бы от призыва на во­енную службу, так и числа лиц, эти должности занимающих, дабы тем поставить испрашиваемую льготу в пределы действительной не­обходимости и устранить возможность злоупотреблений в пользо­вании ею.

По сим соображениям, признав желательным освободить от при­зыва из запаса на действительную военную службу духовных лиц ма­гометанского исповедания, в действительности необходимых для правильного удовлетворения потребностей духовной жизни магоме­танского населения, Комитет считает необходимым разработку это­го вопроса и составление по оному окончательного заключения воз­ложить на проектируемое им Особое Совещание.

4) Об определении в законе порядка открытия мектебе и медресе в районе, подведомственном Оренбургскому духовному собранию. -Из относящихся к настоящему вопросу данных Комитет усматрива­ет, что существующий порядок открытия магометанских конфессио­нальных школ низших и высших (мектебе и медресе), из коих первые соответствуют нашим церковно-приходским школам, а вторые име­ют, так сказать, богословский характер, представляется в настоящее время в следующем виде.

С одной стороны, закон определяет открытие школ лишь в райо­не, подведомственном Таврическому духовному правлению, где уч­реждение их, согласно ст. 1389, т. XI, ч. I, допускается, с разрешения сего правления, в каждом селении, независимо от количества в нем населения; для открытия училища нужно только согласие общества и назначение достаточных для содержания средств. Никаких, затем указаний относительно порядка открытия мектебе и медресе в мест­ностях, завсдываемых Оренбургским духовным собранием, закон не содержит.

С другой стороны, на основании циркуляра Министерства Внут­ренних Дел от 3-го августа 1892 г., учреждение магометанских кон­фессиональных школ поставлено в зависимость от разрешения под­лежащих директоров народных училищ.

Входя в оценку приведенных постановлений и создающегося под влиянием их положения дела, Комитет не может признать его пра­вильным и в сем отношении считает необходимым прежде всего ука­зать на неполноту действующего закона, оставляющего открытым вопрос о магометанских школах в большей части местностей, заня­тых мусульманским населением. Нет сомнения, что подобный про­бел не останется без нежелательных последствий и вызывает на практике ряд излишних по существу затруднений и стеснений. Не менее неудобным, по той же причине, представляется, по мнению Комитета, и поставление открытия магометанских школ в зависимо­сти от усмотрения директоров народных училищ. Не говоря уже о том, что, с формальной стороны, последовавшее по этому предмету административное распоряжение не имеет оснований в действую­щем законе, оно, и по существу своему, едва ли может быть призна­но целесообразным. Внутренняя жизнь магометанских школ пред­ставляется доселе недостаточно обследованной, ввиду встречаемых при этом инспекцией затруднений. Отсюда следует, что распоряже­ние 1892 года, не достигши имевшейся в виду при издании цели, по­ставило дело магометанского Духовного обучения в положение не­устойчивое, во многом зависящее от личного усмотрения, изменчи­вого по месту и времени своего применения.

Приходя поэтому к заключению о необходимости обосновать разсматриваемое дело на почве определенного закона, Комитет на­ходит подтверждение правильности этой мысли еще и в следующих соображениях.

Проживая в составе России уже в течение многих столетий, му­сульманское население внутренних губерний исполняло всегда долг свой перед Государством наравне с его коренными поддан­ными и не доставляло Правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи, затем, весьма твердым в прави­лах своего вероучения, население это никогда, однако, не проявля­ло стремления к прозелитизму3 среди русского народа. Кроме то­го, несмотря на сохранившиеся еще некоторые отличия внутренне­го и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно.

В то же время существующие в деле духовного образования му­сульман стеснения не могут не вызывать в них некоторого недоволь­ства, которое поэтому и было бы желательно устранить. Между тем по справедливому замечанию, высказанному в среде Комитета, до­стигнуть успеха в деле сближения мусульманства с нашей культурой возможно, идя по пути покойного Ильминского4, с пользою и ис­ключительным усердием поработавшего в Казанском учебном окру­ге над обучением инородцев русскому языку (при помощи препода­вания им их наречий, изображенных посредством русской азбуки), или же путем открытия в мусульманских местностях общеобразова­тельных русских школ.

По изложенным соображениям, Комитет признает необходимым поручить проектируемому им Особому Совещанию выработать правила об открытии магометанских конфессиональных школ, без излишних в сем отношении стеснений, и предположения свои по се­му предмету внести на утверждение Государственного Совета.

5) Об устройстве управления духовными делами киргизов облас­тей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а равно магометанских общин в Северном Кавказе, Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области. - При раз-смотрении настоящего вопроса Комитет принял во внимание, что все магометанские приходы Империи (за исключением Закавказ­ских, имеющих свои особые духовные установления) подчинены двум окружным управлениям - Таврическому и Оренбургскому. Первое учреждено было для губерний Таврической и Западных, вто­рое - для всех прочих губерний и областей. Однако из ведения Орен­бургского управления изъяты: 1) киргизские5 магометанские прихо­ды в областях Акмолинской, Семипалатинской, а также Уральской и Тургайской, как состоящие в ведении гражданского начальства, и 2) приходы в Северном Кавказе, Ставропольской губернии, Туркес­танском крае и Закаспийской области.

Изъятие киргизов, по делам духовным, из ведения Оренбургского Магометанского Духовного собрания, установлено Высочайше ут­вержденным, 21-го октября 1868 г., временным положением, в видах политических с целью возможного ослабления мусульманской пропа­ганды и разрыва духовной связи магометан, проживающих внутри Империи, с кочевым киргизским населением, где магометанство нахо­дилось в то время в слабом развитии. Что касается магометанских при­ходов в Северном Кавказе и Средней Азии, то они не состоят в веде­нии упомянутого собрания, как присоединенные к Российской Импе­рии после издания закона, определяющего территориальные пределы ведомства сего собрания, и за отсутствием нового закона, устанавли­вающего подведомственность этих приходов сему учреждению. До на­стоящего времени духовные дела означенных магометан остаются вне правильного надзора со стороны правительственных властей.

Из изложенных данных Комитет усматривает, что управление ду­ховными делами магометанских общин указанных местностей не может быть признано сколько-нибудь прочно организованным. Од­ни религиозные общины находятся в непосредственном заведыва-нии административной власти, а другие совершенно изъяты от како­го-либо за деятельностью их правительственного надзора. Поэтому вполне своевременным является поставленный ныне вопрос о зако­номерном устройстве их религиозного быта.

Останавливаясь на способе исполнения сего предположения. Ко­митет находит, что таковое могло бы быть осуществлено при помо­щи одной из следующих двух мер: или чрез присоединение указанных районов к ведомству существующих духовных округов, или же чрез образование новых местных центров управления их духовными дела­ми. Сравнительная оценка изложенных мер побуждает Комитет вы­сказаться за принятие последней, так как самостоятельные учрежде­ния были бы более близки к населению, а следовательно, и более для него доступны. Останавливаясь поэтому на мысли о предпочтитель­ности учреждения для мусульманского населения указанных местно­стей особых духовных управлений на основаниях, принятых для Та­врического духовного правления, Комитет, за неимением в виду до­статочных данных, затрудняется ныне же высказаться о территори­альном распределении разсматриваемых районов и указать для них центральные пункты, в коих могли бы быть учреждены духовные для них управления. Предполагая предоставить разработку вопроса об устройстве названных духовных управлений проектируемому Особо­му Совещанию, Комитет находит соответственным поручить его же соображению и выяснение последне-указанного вопроса.

 

 

Заканчивая этим разсмотрение вопросов, возникших по примене­нию предначертаний Указа 12-го декабря 1904 г. к исповеданию ма­гометанской религии, Комитет остановился еще на возбуждаемом в заявлении мусульман одной из губерний ходатайстве - о дозволении воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на вос­питание магометанских семей. Имея в виду, что вопрос этот требует особого соображения и не может быть прямо разрешен распростра­нением на него статьи 808 уст. дух. дел ин. испов. (уст. евангеличес-ко-лютеранской церкви), как это предположено Комитетом относи­тельно всех христианских исповеданий. Комитет признает наиболее соответственным предоставить Особому Совещанию сообразить, не окажется ли возможным применить и в настоящем случае предполо­женные для христианских исповеданий начала.

Вследствие всего вышеизложенного Комитет полагал: I. Предоставить проектированному,Комитетом Министров Осо­бому Совещанию о веротерпимости, на изъясненных в настоящем журнале основаниях, разработать нижеследующие вопросы и со­ставленные законопроекты безотлагательно представить на уваже­ние6 Государственного Совета, без предварительных сношений с ве­домствами:

1) о сооружении молитвенных домов иноверных исповеданий;

2)о порядке избрания и назначения должностных лиц магоме­танского духовенства, приходских и высших;

3)об освобождении от призыва на действительную военную службу из запаса некоторых лиц магометанского духовенства;

4)о порядке открытия магометанских духовных школ - мектебе и медрессе;

5)об учреждении особых духовных управлений для киргизов об­ластей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а равно для магометанских общин на Северном Кавказе, в Ставро­польской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области, -и

6)о возможности дозволения воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание иноверных семей.

 

 

Таковое положение Комитета Министров удостоилось Высочай­шего утверждения 17-го сего апреля.

Печатается по изданию: О веротерпимости. Закон 17 апреля 1905 г.

М., 1905.С. 78-88. (Издание неофициальное).

' Полное собрание законов Российской империи. Собрание грегье, 1905. СПб., 1907, т. 25, Кг 26126.

2 Булыгин Александр Григорьевич (1851-1919) - русский государственный дея­тель. В 1888-1.893 - калужский губернатор, в 1902-1905 - помощник московского ге­нерал-губернатора. С 20 января по 22 октября 1905 - министр внутренних дел. В 1905-1917 - член Государственного совета.

3 Прозелитизм (греч.) - в данном случае стремление завербовать возможно боль­ше сторонников своей религии.

4 Ильминский Николай Иванович (1822-1891) - русский ученый-тюрколог и педа­гог. Член-кор. РАН. С 1861 - профессор Казанского университета. Был активным сторонником и деятелем политики русифицированного просветительства по отноше­нию к нерусским народам Империи. В современной историографии, наряду е крити­ческой оценкой ряда сторон деятельности Ильминского, в целом признается значи­тельность его просветительской работы.

5   То есть казахские.

6   Уважение - старинное: согласие.

Affiliate Program ”Get Money from your Website”
Rambler's Top100
Сделать бесплатный сайт с uCoz